Производство керамики в окрестностях городка Исин провинции Цзянсу зародилось еще в V веке до н.э. Залежи глин там обширны, а их качества – превосходны. Немного разные по химическому составу, богатые каолинитом и оксидами железа, чрезвычайно пластичные, после обжига они превращаются в глянцевые, прочные, легкие, водонепроницаемые, пористые изделия. Характерной особенностью исинской керамики является высокая степень спекания черепка, который не требует финального покрытия глазурью. По устоявшемуся мнению, исинский чайник – обязательный атрибут мастера чая.

Несмотря на сугубо утилитарное назначение, с момента своего появления исинские чайники стали предметами любования и коллекционирования. Их формы были необычны и оригинальны. Одни мастера черпали вдохновение для своих работ из окружающей природы: чайник принимал форму цветка, плода или элементов растения (Пао Гуа ХуЛянь Цзы ХуШу Ин ХуШу Чжуан ХуЛи Син Ху). Другие – обращались к легендам и мифам (Си ШиЛун ДаньЖун Тянь Ху), третьи – к реальной истории, придавая глине форму предметов минувших эпох (Чжун ХуФан ГуХань Ва ХуШи ПяоЧжоу Пань Ху). Иногда чайник выражал геометрическую или вовсе абстрактную идею (Бянь ХуДо Цю ХуШуй Пин ХуФан Ху). В XIX веке появился первый каталог двадцати классических форм исинских чайников. А сегодня их разновидностей насчитываются сотни, объединенные в четыре большие группы: юань ху (круглые), фан ху (квадратные), цзинь вэнь ци (ребристые), хуа су ци (цветочные).

Технические параметры чайника: форма.

Хорошо, когда форма чайника идеально подходит под тот тип чая, который в нем предполагается заваривать.

Южно-фуцзяньские и тайваньские улуны значительно увеличиваются в объеме (иногда до 10 раз), поэтому лучшими для них считаются шарообразные или конические чайники, у которых плечи шире основания.

Широкое, открытое горлышко будет очень кстати при заварке уишаньских и гуандунских улунов – чтобы не ломать длинные листики, скрученные вдоль оси.

Если вы предполагаете заваривать чай из молодых почек, на которых много ворса, носик чайника может иногда забиваться, поэтому лучше всего, если он будет коротким и широким (такой проще почистить изнутри).

Сложная, необычная, вычурная форма, рассчитанная на визуальный эффект, потеряет свою привлекательность, если станет помехой в процессе эксплуатации. Не забывайте о том, что чайник необходимо всякий раз после работы тщательно мыть и сушить, а чем больше на нем разных излишеств, тем сложнее уход.

Параметры глины: цвет, глянец, звук.

Цвет чайника напрямую с типом завариваемого в нем чая не связан. Они должны гармонично дополнять друг друга, но это скорее вопрос эстетического предпочтения владельца, чем устоявшееся правило. Есть множество удачных сочетаний – например, уишаньский улун Да Хун Пао, заваренный в красной глине с одноименным названием, или Тегуанинь и классическая пурпурная цзы-ни, или шэн пуэр и баймацзы-ни и т.д. Но в целом, считается, что чем выше степень ферментации чая, тем уместнее темный цвет глины.

Глянец не является мерилом качества глины в том смысле, что чем сильнее чайник блестит, тем выше должна быть его стоимость. Глянец на изделии появляется или непосредственно после обжига, или «нарабатывается» со временем, в процессе эксплуатации. Он может быть отчетливым и сияющим или матовым, подобным испарине. Главное – это его тонкая красота, а не сила блеска. Одни чайники приобретают ее уже через две-три недели после использования, другим это не удается и через год.

Каждый исинский чайник издает при простукивании отчетливый звук – чем тверже черепок, тем звонче отклик и тем выше теплопроводность. Опытному уху звон чайника может многое рассказать о внутренней структуре его стенок. Но есть еще один звук, который появляется при заполнении внутренней полости чайника водой: он начинает тихо петь. Пение продолжается до тех пор, пока все поры изнутри не будут заполнены. К сожалению, поют далеко не все исинские чайники.

Цена чайника

На стоимость чайника влияют качество глины, сложность и тонкость работы, уникальность предмета и имя мастера. И влияют они в порядке возрастания так, что самым дорогим является последний фактор. Потому что есть некий уровень, после которого предмет бытового назначения становится произведением искусства. Тогда его утилитарная ценность отступает на второй план, а цена, с точки зрения обычного пользователя, оказывается неоправданно высокой.

Имя автора на чайнике представляет его личная печать. Она размещается в большинстве случаев на донышке с внешней стороны, но иногда дублируется на внутренней поверхности (сбоку на корпусе) и на внутренней поверхности крышки. В очень редких случаях печать украшает и ручку (у печатей в Китае вообще очень интересная история, достойная отдельной статьи). Иногда печать признанного мастера искусств можно найти на работах учеников его школы. И в любом случае на донышке чайника, выполненного вручную, будет печать. Для человека, далекого от коллекционирования предметов искусства, не владеющего китайским и не знакомого со списком признанных мастеров прикладного искусства Китая, она мало информативна в силу своей непонятности.

Ориентироваться в соотношении цена/качество при выборе исинского чайника лучше всего, оценивая тонкость работы. Она действительно может занимать у мастера от нескольких дней до нескольких недель. И только ваша личная субъективная оценка скажет, как высоко вы готовы оценить результат. Что касается уникальности – авторские чайники, как правило повторяются, но каждый раз чуть иначе.

Стоимость глины влияет на финальную цену чайника, но незначительно. На складах потомственных гончаров в Исине хранятся многие тонны превосходного сырья, которое с годами становится все дороже. Во-первых, пластичность материала реально увеличивается с годами такого хранения. Во-вторых, старые шахты, где раньше добывали лучшее сырье, сегодня объявлены национальным достоянием и закрыты для выработки. Поэтому цена хорошего сырья действительно исчисляется в сотнях тысяч юаней за тонну, но на производство небольшого чайника расходуется всего 250-500 граммов.

ПОКУПКА ЧАЙНИКА

Присматриваясь к возможному кандидату на покупку, возьмите его в руки и сосредоточьтесь на тактильных и кинестетических ощущениях: насколько приятно и удобно его держать. Попробуйте, легко ли снять крышку, не обжигаясь. Затем обратите внимание на геометрию (не скривилась ли в процессе обжига ручка или носик, ровно ли стоит корпус на ножке/ножках), проверьте, насколько хорошо притерта крышка и как работает водный замок (при закрытом отверстии в жемчужинке на крышке вода из носика не должна литься). И в завершении оцените скорость слива.

УХОД ЗА ЧАЙНИКОМ

Ян ху – взращивание чайника или наработка чайника – феномен исключительно культурный, нематериальный. Чем дольше вы общаетесь с предметом, тем «плотнее» становится его «тонкое» тело, он начинает обрастать историей – своей собственной и вашей совместной. Всякий раз, когда вы завариваете в нем чай, поглаживаете мягкой кисточкой, глядя, как испаряется с поверхности тончайшая пленка воды, натираете до блеска во время просушки, вы питаете его своим вниманием, тем единственным, что ненадолго оживляет этот неорганический предмет. Раз за разом общее количество этого внимания  накапливается, неуловимые изменения фактуры, веса, цвета, тактильных ощущений, даже звука в какой-то момент переходят в новое качество – и происходит маленькое чудо.

В бытовом смысле чайник, как и любой предмет чайной утвари, после употребления следует тщательно вымыть, не прибегая к синтетическим моющим средствам. При необходимости снять водный камень или налет, воспользуйтесь питьевой содой. Чистый чайник следует хорошенько просушить – сначала перевернутым, затем с частично приоткрытой крышкой. Чтобы на поверхности со временем проступил специфический нежный глянец, в процессе просушки или перед употреблением тщательно протирайте чайник чистой хлопчатобумажной или льняной тканью.

Заказать звонок
+
Жду звонка!